Институт Уполномоченного по правам ребенка внедряется в Узбекистане

Институт Уполномоченного по правам ребенка внедряется в Узбекистане

Омбудсман создается в соответствии с постановлением президента «О дополнительных мерах в связи усилением гарантий прав ребенка». По статусу омбудсман по правам ребенка приравнен к заместителю Уполномоченного парламента по правам человека (омбудсмана).Омбудсман будет проводить мониторинг по исполнению законов о правах ребенка. Документом гарантируется полное рассмотрение обращений детей непосредственно в государственные органы.

О дополнительных мерах по дальнейшему усилению гарантий прав ребенка

 Постановление

Президента Республики Узбекистан

 

В стране проводится масштабная работа по поддержке материнства и детства, созданию условий для духовного и физического развития детей, а также обеспечению соблюдения требований Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка.

Вместе с тем все больше усиливается потребность в коренном совершенствовании институциональных и правовых основ обеспечения деятельности по защите прав и законных интересов детей, воспитания гармонично развитого поколения.

В целях всестороннего внедрения в жизнь требований Конвенции о правах ребенка, обеспечения реальных гарантий прав детей, предусмотренных в Конституции и законах Республики Узбекистан, воспитания физически, интеллектуально, нравственно и духовно развитого поколения, а также в соответствии с задачами, определенными в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:

1. Установить, что:

детям, оставшимся без попечения родителей, до достижения ими возраста восемнадцати летпредоставляется право бронирования жилого помещения в муниципальном и коммунальном жилищных фондах целевого назначения, в котором они проживали, на весь период нахождения в домах «Мехрибонлик» либо проживания с согласия органа опеки и попечительства с опекуном или попечителем;

детям, оставшимся без попечения родителей, оказываются все виды социальных услуг независимо от места их регистрации и гражданства;

детям, оставшимся без попечения родителей,гарантируется полноценное рассмотрение их непосредственных обращений в государственные органы, не допускается оставление без рассмотрения таких обращений по причине недостижения ребенком полной дееспособности;

при отсутствии договоренности между родителями о выплате алиментов лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, или неуплате ими алиментов добровольно, а также в случае, когда ни один из родителей не обратился в суд с иском о взыскании алиментов, дети, достигшие возраста 14 лет, вправе самостоятельно подавать иски о взыскании алиментов на свое содержание с отца или матери, а в случаях раздельного проживания – одновременно с каждого родителя в размере, установленном законодательством;

при обращении в суды с заявлением в целях защиты детей истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины и иных платежей.

2. Одобрить предложения Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана), Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, Министерства здравоохранения и широкой общественности:

о введении должности заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) – Уполномоченного по правам ребенка и создании в структуре Секретариата сектора, содействующего деятельности по обеспечению прав ребенка, с предельной численностью управленческого персонала 2 единицы;

об установлении с 1 сентября 2019 года в Республике Узбекистан для мужчин и женщин минимального возраста заключения брака – восемнадцать лет;

о применении при отсутствии в законодательстве соответствующих норм, регулирующих семейные отношения, местных обычаев и традиций, не противоречащих принципам законодательства Республики Узбекистан и общепризнанным принципам международного права.

3. Принять к сведению, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также в ходе любого судебного или административного разбирательства. При этом органы (лица), уполномоченные принимать решения, при разрешении вопросов, затрагивающих интересы ребенка, должны рассматривать в качестве важного фактора мнение разумно и самостоятельно мыслящего ребенка независимо от его возраста и принимать решения исходя из наилучших интересов ребенка.

Министерству здравоохранения, Министерству народного образования, Министерству дошкольного образования и Верховному суду Республики Узбекистан в трехмесячный срок разработать и утвердить критерии оценки способности разумного и самостоятельного мышления ребенка.

4. Принять к сведению, что в системе Республиканского центра реабилитации и адаптации лиц, пострадавших от насилия, и предупреждения суицидов учреждается «телефон доверия» («горячая линия», общедоступная в пределах республики по единому короткому номеру), предназначенный для осуществления взаимосвязи с гражданами и оказания экстренной психологической, психотерапевтической, правовой помощи, консультирования и предоставления информации.

Рекомендовать Центру внедрение механизмов оказания содействия детям посредством данного «телефона доверия» и запуск веб-сайта со специальными возможностями.

5. Не допускается выдворение из Республики Узбекистан иностранного гражданина и лица без гражданства, не достигшего возраста восемнадцати лет, если один из его родителей либо опекун или попечитель имеет право на проживание на законных основаниях на территории Республики Узбекистан в случаях:

 

нарушения правил пребывания в Республике Узбекистан, то есть проживания без документов на право жительства в Узбекистане либо по недействительным документам, несоблюдения установленного порядка временной или постоянной прописки, передвижения или выбора места жительства, уклонения от выезда по истечении срока пребывания,
а равно несоблюдения правил транзитного проезда через территорию Республики Узбекистан;

 

исполнения или отбытия назначенного судом наказания за совершенное на территории Республики Узбекистан преступление либо освобождения от уголовной ответственности или наказания в предусмотренных законодательством случаях.

6. Ввести, начиная с 2019/2020 учебного года, порядок выделения дополнительной квоты приема до одного процента от общего количества абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения на основе государственного гранта, для выпускников домов «Мехрибонлик» и Детских городков, являющихся круглыми сиротами.

7. Государственному комитету Республики Узбекистан по статистике обеспечить в двухмесячный срок размещение на веб-сайте «stat.uz» статистической информации о материнстве и детстве в соответствии с приложением с постоянным обновлением данных.

8. Министерству здравоохранения и Министерству юстиции совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в месячный срок разработать «Дорожную карту» по обеспечению полноценного функционирования системы электронного обмена данными с органами ЗАГС о рождении и смерти, прокладки к учреждениям волоконно-оптических линий связи, а также полноценного внедрения данной системы до конца года.

9. Рекомендовать Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсману) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести проект закона о внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)», вытекающих из настоящего постановления, а также направленных на совершенствование и обеспечение широкого участия общественности в его деятельности.

10. Министерству народного образования Республики Узбекистан до 1 сентября 2019 года:

а) совместно с Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека и Министерством юстиции разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект Закона Республики Узбекистан «О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающий:

социально-правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы их устройства на воспитание;

порядок подготовки семей усыновителей и оказания им помощи;

гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их имущественных и неимущественных прав;

обеспечение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение правовой помощи и судебную защиту;

содействие социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после завершения обучения в домах «Мехрибонлик» и интернатах;

б) Министерству юстиции совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения, устанавливающего порядок бронирования для детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста восемнадцати лет жилого помещения в муниципальном и коммунальном жилищных фондах целевого назначения, в котором они проживали, на весь период нахождения в домах «Мехрибонлик» либо проживания с согласия органа опеки и попечительства с опекуном или попечителем.

11. Министерству народного образования совместно с Министерством дошкольного образования в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внедрению действенных механизмов общественного контроля, направленного на предотвращение злоупотреблений и обеспечение законности в домах ребенка, домах-интернатах для детей-инвалидов «Мурувват», детских противотуберкулезных санаториях, домах «Мехрибонлик», Детских городках и дошкольных образовательных учреждениях.

12. Генеральной прокуратуре совместно с Министерством внутренних дел, Министерством юстиции и Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека в трехмесячный срок:

а) внести предложения об изменениях и дополнениях в Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка», предусматривающий:

виды притеснений и насилия по отношению к ребенку, а также меры по их предупреждению;

дополнительные гарантии по защите детей, являющихся участниками уголовного процесса, в ходе досудебного и судебного разбирательства;

б) внести предложения об изменениях и дополнениях в Закон Республики Узбекистан «О профилактике правонарушений», предусматривающий внедрение механизмов адаптации детей, совершивших правонарушения и не достигших возраста восемнадцати лет, вместо постановки их на профилактический учет;

в) разработать и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект закона, предусматривающий внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс об ужесточении норм ответственности за вербовку лица, не достигшего восемнадцати лет, в качестве наемника, равно как его обучение, финансирование или материальное обеспечение, а также использование в вооруженном конфликте или военных действиях;

г) разработать и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан в установленном порядке проект закона, направленный на имплементацию статьи 135 Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за торговлю людьми, с Факультативным протоколом к Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка (25 мая 2000 года, Нью-Йорк).

13. Верховному суду, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать методическое пособие по работе сотрудников с лицами, не достигшими возраста восемнадцати лет, а также повышению квалификации своих сотрудников на системной основе.

14. Министерству юстиции Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров:

совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством народного образования и Министерством здравоохранения проект нормативно-правового акта по пересмотру системы органов опеки и попечительства, определению статуса и совершенствования их деятельности;

предложения об изменениях и дополнениях, направленных на унификацию в законодательстве таких понятий, как «несовершеннолетний» и «ребенок», с целью создания благоприятных условий для участия лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, в качестве субъектов правоотношений.

15. Кабинету Министров Республики Узбекистан утвердить:

в двухмесячный срок программу мероприятий по широкому празднованию тридцатилетия Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка;

в трехмесячный срок Национальную программу действий по защите прав детей и созданию для них благоприятных условий.

16. Межведомственной комиссии по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Узбекистан (Муродов О.Б.) и Межведомственной экспертной группе по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства (Мавлонов А.Ю.) в месячный срок разработать проект Концепции по внедрению системы ювенальной юстиции с целью ее использования при разработке соответствующих кодексов и совершенствования национального законодательства.

 

17. Министерству занятости и трудовых отношений совместно
с Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом) и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан обеспечить пропаганду среди широкой общественности положений, обеспечивающих гарантии прав детей, имеющих согласно трудовому законодательству право на трудоустройство при использовании их труда.

 

18. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать широкое освещение в средствах массовой информации сути и содержания настоящего постановления.

19. Национальному центру Республики Узбекистан по правам человека совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

20. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А.А. и Нарбаеву Т.К.

 

Президент

Республики Узбекистан                                                                                  Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

22 апреля 2019 года.

 

http://www.uza.uz/ru/documents/o-dopolnitelnykh-merakh-po-dalneyshemu-usileniyu-garantiy-pr-23-04-2019